Четверг, 23.11.2017, 06:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Новое в сети
Беседа

Категории раздела
Мои статьи [1]
Рязанская диалектная лексика [50]
Рязанские крестьяне [31]
Переселения крестьян Рязанской губернии в XIX веке.
Гармонища


Седая старина
[29.03.2011][Рязань-1966]
Центр губернии - продолжение (0)
[21.04.2011][Заметки]
Рубашки Сапожковского кроя (0)
[15.07.2011][Заметки]
Название «Рязань» (2)
[16.05.2016][Заметки]
Название «Кубань» - откуда происходит? (0)
[24.11.2010][Рязань-1966]
Театры Рязани (0)
Разное
  • Карточка
  • Наши кнопки

    диалектные слова Рязанской области

    Отдых и туризм
    Главная » Статьи » Рязанские крестьяне

    Пятнадцатая часть - Письма переселенцев Данковского уезда


       №  13.  От того же Алексея Иванова Шебанова.
    «Благодетелям нашим Петру Федоровичу — волостному старшине, волостному писарю Степану Мануйловичу и всем начальствуюшим лицам! Желаю я вам от Бога добраго здоровия и всякаго благополучия, в делах ваших скораго и счастливаго успеха; посылаю я вам свое почтение и низкий поклон. Еще моим обчественникам, то-есть господам старичкам, низкий поклон и прошу покорно вас всех вообще, как господ начальников, так и старичков, не оставьте моей просьбы — не задержите, а скорей пришлите нам увольнительное свидетельство.

       «Уведомление.
    «Я приписался к селу Старо-Чемровке, Бийскаго округа, Бийской волости. Жизнь — видно, что хорошая: земля неделеная; лесу и лугов очень много; речка хорошая: рыбы в ней очень много; всяких ягод — конца нет; я поехал в город на базар, но не нашел столько разнаго хлеба, как ягод: клубники было возов 35, смородины и разных ягод. Еще уведомляю: я на машине пришел на Петров день (выехали все около 9 мая), а мои приехали на Преображение Господне. Накосили себе сена 90 копен, купили пшеницы 2 десятины и овса 1,5 десятины; за все заплатили 45 руб. Хлеба перваго нажато 30 копен, а последняго — 25 копен. Будаев сват первый год побился, но теперь полный хозяин. Мы с ним работали: нажали пшеницы 120  копен, овса 65 копен, проса и гречихи только 20 копен, яровой ржи 23 копны; сена нанял на восемь рублей и накосил 365 копен, завел скота: коров 2, овец 18, свинеЙ 5, лошадей было 4, а теперь 6».


       №  14. Из письма требунскаго крестьянина Харлама Логинова к брату в Требунки.
    «... Прибыли в город Бийск благополучно, но еще перечисления не делали, потому что приписка очень дорога: требуют 40 руб. с души: поэтому мы остановились и будем ждать или искать места подешевле... По всему видно, что здесь места хорошия и можно жить» (остальная часть письма состоять из поклонов). Харлам Логинов ушел весною 1881 года.


       № 15. Письмо от жены переселенца Андрея Ефимова Разсолова, ушедшаго 5 лет назад из Богословской слободы. Разсолов ушел в Уфимскую губернию на 2-х лошадях и взял с собой 400 руб. Письмо писано к Степану Федотову Калужину.
       Поклоны. Потом адрес: «на Дедовскую станцию города Стерлитамака Уфимской губернии, в село Прасковьино, крестьянину Андрею Ефимову Разсолову».

       «Уведомляем мы вас своим жительством. Прежде писал я вам, что мы жили в барском имении, а теперь мы живем в своем доме и живем, слава Богу; и скотинка есть: 5 лошадей, 2 дойных коровы и 1 телка, 20 овец и хлеба, слава Богу: в прошлый год 100 пуд в займы роздали и в деньгах покеда нужды не видим и денег тоже на людях рублей 50, и нонешняго хлеба, слава Богу: пшеницы 80 копен, овса 60 копен, проса 30 копен, гречи 10 копен и горох есть. А хлеб нонче не слишком умолотен: пшеницы 4 пуда из копны, овес 5 пудов и меньше, просо 3 пуда, гречиха 4 пуда из копны. И все — слава Богу, и жить можно.
    А, во-первых, тем нам не нравится, что мы живем на арендованной земле, а, во-вторых, что мы лишились своей родной стороны. Ты, любезный дядюшка Степан Федотович, ты принимай это в резонт и не покидай родимую свою сторону: ну, вот, как я тебе писал, что мы живем слава Богу, и скотинка есть, и хлебушка есть, и все слава Богу, а как мы удалились с родимой стороны — мы считаем за великое несчастие. Прежде мы говорили, что свет один и Бог один; но только это не одно, — что сторона-то не родимая, и народ разных вер, и время изменилось: прежде принимали к обществам, которыя живут на казенных участках, а нонче это кончилось; теперь только можно приписаться в мещане в Оренбургскую губернию или в Стерлитамак, Уфимской губернии; хочешь в городе живи, хочешь где хошь живи и где хошь паши *), или торгуй.

    Ну только, конечно, торговать надо с тыщами, а где хочешь пахать, — нам так не охота: теперь только то и можно, (что) пройти в Томскую губернию: там принимают к обществам; но и там слухи плохие: у нас не слишком хлеб вызревает, а там еще хуже, и из Томской идут назад. Ну, вот, я извещаю вас об тамошней нашей жизни; известите нам теперь об своей жизни в истечении пяти лет, — какая у вас жизнь, али у вас совсем плохо?»


    *) На арендной земле, разумеется, а это-то и не нравится.



    Категория: Рязанские крестьяне | Добавил: Кусачкий (11.01.2011)
    Просмотров: 2639 | Теги: Данков переселения, данковские переселенцы | Рейтинг: 5.0/1
    Песня о Родине
    Поиск
    Рязанская речь
    Добро пожаловать на сайт «Рязанский язык». 
    У нас можно найти различные сведения про народные рязанские говоры русского языка, диалектные слова и выражения Рязанского края.
    Роднища
    Рязанский люд
    [11.01.2011]
    [Рязанские крестьяне]
    Седьмая часть - Пишут переселенцы из Данковского ... (0)
    [11.01.2011]
    [Рязанские крестьяне]
    Шестая часть - Пишут переселенцы из Данковского у... (0)
    [11.01.2011]
    [Рязанские крестьяне]
    Четвёртая часть - Письма переселенцев с Данковско... (0)
    [08.12.2010]
    [Рязанские крестьяне]
    Письма переселенцев Раненбургского уезда - пятая ... (0)
    [08.12.2010]
    [Рязанские крестьяне]
    Пишут переселенцы из Раненбургского уезда - шеста... (0)
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Народный диалект русского языка. Слова и выражения Рязанского края.
    Copyright RJaz.net © 1095-2017 Хостинг от uCoz